Игорь Булаев, МАДГТУ (МАДИ)
Сотрудником кафедры «Мостов, тоннелей и строительных конструкций» МАДГТУ (МАДИ) Булаевым И.В. была разработана программа автоматизации процесса определения грузоподъемности разрезных пролетных строений автодорожных мостов, базирующаяся на ПК SOFiSTiK. Данная программа создавалась с целью облегчения процесса проверки курсовых работ студентов, изучающих дисциплину «Эксплуатация и реконструкция мостов»
Описание программы
Программа представляет из себя графическую оболочку, созданную на языке программирования Visual Basic. Рабочие окна программы представлены на рисунках ниже.
Рис. 1. Задание габарита проезжей части и параметров дорожной одежды |
В начальном меню указываются основные параметры габарита пролетного строения, а также конструкции дорожной одежды как на проезжей части, так и на тротуарах. Предусмотрена возможность задания пролетных строений с несимметричными тротуарами и тд.
Рис. 2. Задание балок пролетного строения из библиотеки |
В программе реализована работа с библиотекой балок, как типовых, так и индивидуальных проектов. Существует возможность добавление новых балок в библиотеку. Для каждой балки создан свой текстовой файл на языке CADINP, поддерживаемый ПК SOFiSTiK. Пример файла данных для типовой балки серии 56Д с расчетным пролетом 13,7 м приведен ниже.
SECT #sect MNO #mno TITL "56D 14.06"
POLY TYPE O MNO #mno
VERT '0100' Y -137.5000/1000 Z 30/1000 EXP 1
VERT '0101' Y -167.5000/1000 Z 0/1000 EXP 1
VERT '0102' Y 167.5000/1000 Z 0/1000 EXP 1
VERT '0103' Y 137.5000/1000 Z 30/1000 EXP 1
VERT '0104' Y 92/1000 Z 700/1000 EXP 1
VERT '0105' Y -92/1000 Z 700/1000 EXP 1
VERT '0100' Y -137.5000/1000 Z 30/1000 EXP 1
В файле также заложен алгоритм определения предельного момента сечения, с учетом армирования, коррозии арматуры и коэффициента условия работы арматуры в соответствии с ВСН 55-81 (рисунок 5) . Подробное описание алгоритма изложено в учебном пособии В.Н. Кухтина, И.В. Булаева, И.С. Баранова «Применение расчетного комплекса SOFiSTiK для расчета мостовых конструкций».
Рис.3. Общий вид расчетной схемы в SOFiSTiK |
На данный момент оценка грузоподъемности осуществляется по одному сечению в середине пролетного строения. Реализована возможность автоматизированного создания расчетной модели бездиафрагменных, диафрагменных и комбинированных (уширенных приставными элементами) пролетных строений. В алгоритме применена пластинчато-стержневая расчетная модель с использованием кинетических связей (рисунок 3).
Рис. 4. Задание расстояний между главными балками. |
При задании расстояний между главными балками также возможно учитывать наличие свесов тротуарных балок, данная функция необходима для переноса временной и постоянной нагрузки с тротуаров на пролетное строение с учетом правила переноса нагрузки. Свесы могут быть как симметричны, так и несимметричными.
Рис. 5. Задание временных нагрузок и нагрузок от барьерного заграждения, тротуарных блоков |
Для временной транспортной нагрузки предусмотрена пробежка поперек пролетного строения в заданном сечении с целью нахождения максимально нагруженных балок. На данный момент реализована «пробежка» для однополосных и двуполосных пролетных строений (III категория дорог) с указанием количества положений нагрузки (сделано с целью экономии времени на расчет). Для временной нагрузки по ОДН 218.0.032-2003 предусмотрено нахождение положения нагрузки вдоль пролетного строения с учетом схемы нагрузки.
В соответствии со СНиП 2.05.03-84* «Мосты и трубы». Для нагрузки АК, а также для загружений автотранспортными средствами в соответствии с ОДН генерируются основное и аварийное загружение. В зависимости от выбранных норм назначается величина нагрузки от толпы на тротуарах.
В соответствии со СНиП 2.05.03-84* «Мосты и трубы». Для нагрузки АК, а также для загружений автотранспортными средствами в соответствии с ОДН генерируются основное и аварийное загружение. В зависимости от выбранных норм назначается величина нагрузки от толпы на тротуарах.
Рис.6. Задание коррозии и коэффициента условий работы арматуры в соответствии с ВСН 55-81 |
Рис. 7. Файлы программы |
Как уже говорилось выше, программа является свое рода «мастером» для оценки грузоподъемности пролетного строения. Основным ядром программы являются dat файлы, написанные на языке CADINP. На рисунке 7 приведены основные файлы, с которыми осуществляется работа программы.
Данные файлы являются заранее заготовленными шаблонами. Программа формирует основной файл, в котором хранятся переменные, полученные из диалоговых окон, и подключает в исполняемый файл необходимые dat файлы. Каждый dat файл является независимым и редактируемым в реальном времени, что упрощает процесс отладки и модифицирования программы.
Рис. 8. Пример отчета, формируемый в SOFiSTiK |
Программа находится на стадии beta тестирования. В ближайшем будущем планируется развить данное направление и расширить функционал (определение грузоподъемности по поперечной силе, определение грузоподъемности по плите проезжей части пролетного строения).
В качестве выводов хочется отметить то, что внутренний язык программирования SOFiSTiK позволяет реализовывать подобные проекты и без внешней программы. Однако она облегчает процесс задания исходных данных.
Демонстрация работы данной программы будет представлена в одном из ближайших видео уроков.
В качестве выводов хочется отметить то, что внутренний язык программирования SOFiSTiK позволяет реализовывать подобные проекты и без внешней программы. Однако она облегчает процесс задания исходных данных.
Демонстрация работы данной программы будет представлена в одном из ближайших видео уроков.
Ваши вопросы, замечания, предложения отправляйте на почту
Булаев И.В.